Отмена прокурором постановления о возбуждении уголовного дела

Содержание

Постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела прокурором

Отмена прокурором постановления о возбуждении уголовного дела

Важнейшим процессуальным мероприятием, призванным защитить законные права и интересы граждан России, является постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела.

Чтобы завести уголовное дело и привлечь человека к ответственности, необходимо собрать доказательства и факты, подтверждающие, что имело место нарушение закона.

Если производство было заведено, но при этом все необходимые доказательства собраны не были, то осуществляется отмена постановления о возбуждении уголовного дела прокурором. О том, как, и на каких основаниях это происходит, пойдет речь в данной статье.

Основания для отмены постановления и содержание акта

Чтобы рассмотреть уголовное дело, необходимо выявить его мотив и причину. Мотивом для возбуждения дела могут послужить:

  • заявление о совершении действия, противоречащего нормам уголовного кодекса,
  • явка с повинной лица, совершившего преступное действие,
  • извещение о готовящемся или совершенном преступлении, поступившее в правоохранительные органы.

Поводом для возбуждения дела также может являться распоряжение сотрудника прокуратуры о передаче определенной информации для разрешения в следственный отдел. Основанием для возбуждения в первую очередь являются улики, указывающие на то, что имело место уголовно наказуемое правонарушение.

Отмена постановления о возбуждении уголовного дела возможна в следующих ситуациях:

  • отсутствует правонарушение,
  • в деянии не прослеживается состав преступления,
  • истекли сроки давности подачи заявления о правонарушении,
  • человек, подозреваемый в совершении преступления, умер,
  • потерпевшая сторона не обратилась с заявлением к дознавателю. Речь идет о преступлениях малой и иногда средней тяжести.

Отмена возбуждения уголовного дела возможна лишь с согласия начальника следственного комитета. Следователь или дознаватель не имеют полномочий выполнить данное процессуальное действие.

Постановление, отменяющее возбуждение дела включает в себя ряд элементов:

  • оглавление или «шапка» документа. Здесь указывается наименование документа, место его составления и дата заполнения. Кроме того, оглавление должно содержать наименование отдела дознания и прокуратуры, звание и ФИО прокурора, принявшего решение произвести аннулирование дела. Обязательным является наличие номера отменяемого дела,
  • установочная глава. Здесь четко, но коротко излагается происшествие и причины, в соответствии с которыми необходимо отменить возбуждение дела. Обязательно наличие ссылок на статьи процессуального кодекса, которыми руководствовалось должностное лицо, когда принимало определение,
  • постановочная глава. В этой части фиксируется распоряжение прекратить дело и оповестить об этом все заинтересованные стороны: потерпевшего, подозреваемого, его адвоката и т. д. Требуется перечислить фамилии и инициалы каждого из них.

Если отсутствует мотив для рассмотрения дела, то должностные лица вправе отказать в его принятии.

После того, как обвинитель сделал вывод о том, что дело нелегально, или неправомерно, он должен в течение суток с момента получения фактов, ставших причиной для постановления дела, аннулировать распоряжение о его разрешении.

Об этом выносится аргументированное определение, копия которого незамедлительно отправляется дознавателю. После принятия определения, должностное лицо должно проинформировать об этом потерпевшую сторону и обвиняемого.

Подача жалобы на постановление об отмене возбуждения дела

Если правоохранительные органы отказываются возбуждать уголовное дело, или было принято решение о его отмене, то заинтересованные лица вправе подать ходатайство на данное распоряжение. В соответствии с 124 и 125 статьями УПК, подать заявление можно начальнику отдела дознания или в суд.

Порядком рассмотрения ходатайств вышеуказанного типа предусмотрен трехдневный срок для рассмотрения подобных жалоб. В некоторых случаях, он может быть увеличен до 10 суток. За данный промежуток времени должностное лицо обязано сформировать определение, в котором говориться о признании просьбы обоснованной или отказать в удовлетворении заявления. Отказ должен быть мотивированным.

Если было подано заявление в суд, то дата и время рассмотрения жалобы назначается судьей. Процесс рассмотрения ходатайства проводится только после оповещения всех заинтересованных лиц. При этом, рассмотрение жалобы может быть перенесено.

Основанием этому может служить не явка лиц, которые просили не разбирать без них дело. Разумеется, отсутствие должно иметь уважительную причину. Если был выявлен факт злоупотребления этим, то рассмотрение претензии будет проведено без этих лиц.

Поводом аннулировать распоряжение может послужить не полнота проверки в ходе предварительного следствия. Кроме того, причиной аннулирования может являться неверное толкование норм УПК. Как правило, судьи полностью или частично удовлетворяют ходатайство, или отказывают в удовлетворении.

Для разбирательств, суд требует от следствия предоставить материалы, послужившие мотивом для отказа в возбуждении или его отмены. Если при вынесении вердикта суд оставил просьбу без рассмотрения, то заявитель имеет право оспорить подобное решение в апелляционном порядке. Для этих целей ему отведен десятидневный срок.

Загрузка…

Источник: https://kopomko.ru/ugolovnoe-pravo/otmena-postanovleniya-o-vozbuzhdenii-ugolovnogo-dela-osnovaniya-i-zhaloba-na-otmenu

Отмена постановления о возбуждении уголовного дела по законодательству РФ

Отмена прокурором постановления о возбуждении уголовного дела

Постановление об отмене о возбуждении уголовного дела – важное мероприятие, которое призвано защищать права и интересы граждан. Для разрешения любого уголовного дела нужны доказательства.

Их нужно собрать, чтобы привлечь того или иного человека к ответственности.

Если не все необходимые доказательства были собраны, но выносится постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Обзор документа

Для рассмотрения дела нужно выяснить мотив и причину. Мотивом для начала разбирательства будет само заявление о правонарушении, явка виновного в раскаянии содеянного или извещение, которое поступило в отдел дознания о совершившемся или готовящемся преступлении. Поводом также послужит указание прокурора о передаче данных в следственный отдел для разрешения.

Основанием для возбуждения дела служат улики, указывающие на совершение правонарушения. При этом оно не подлежит принятию, а которое уже принято, подлежит прекращению если:

  • самого события правонарушения как такового нет;
  • не имеется в деянии состав преступления;
  • срок подачи заявления о правонарушении истёк;
  • подозреваемый, совершивший проступок, скончался;
  • потерпевший не обратился с заявлением к дознавателю;
  • отсутствует постановление суда с указанием ошибок, допущенных лицом, при его составлении.

Отмена документа производится с разрешения начальника следственного комитета.

Постановление об отмене состоит из следующих элементов:

  1. Оглавления. В нём прописано: название документа, город, дата заполнения. Название отдела дознания, прокуратуры, какое звание, имя и фамилия руководителя правоохранительного органа (прокурора), принявшего решение отменить заключение о приостановлении подсудного дела и о восстановлении подготовительного дознания, номер подсудного дела.
  2. Установочной главы. В ней указано: введение (кратко описывается происшествие), причины, повлекшие приостановление подготовительного расследования. Дата приостановления дела, мотивы аннулирования, ссылки на статьи УПК РФ, которыми руководствовался начальник следственного отдела, когда принимал определение.
  3. Постановочной главы. В ней фиксируются: распоряжения о прекращении судопроизводства и о возвращении на новое рассмотрение, номер, срок дополнительного подготовительного исследования (сколько нужно времени на расследование). Намерения и реквизиты об извещении, утверждённом решении подозреваемого, его адвоката, потерпевшего, его доверенное лицо (процессуальное положение, фамилия и инициалы каждого из них). 

Если нет мотивов для рассмотрения дела, то начальник правоохранительного отдела управления, следователь или дознаватель отказывает в принятии дела. Отказ допустим только в отношении определённого лица (пункт два, часть первая статьи 24 УПК РФ).

Установочная и постановочная часть документа

Когда обвинитель допускает вывод о том, что подсудное дело нелегальное или неправомерное, в течение 24 часов с этапа получения фактов, которые стали причиной для постановления дела, он аннулирует распоряжение о разрешении, о чём выносит аргументированное определение, и копию сразу отправляет дознавателю.

Когда принято определение, начальник отдела дознания, следователь или дознаватель информирует:

  • потерпевшего;
  • обвиняемого.

В установочной части постановления описывается кратко о совершённом правонарушении (место, дата, кто совершил). Далее прописываются причины, которые повлекли прекращение данного разбирательства, а также доводы о том, почему оно является нелегальным.Установочная часть заключения оканчивается ссылками на статьи 6 УПК, а также статьи 99 и 130 УПК.

В постановочную (резолютивная) главу документа входит закономерный вывод о результатах подготовительного последствия во время дознания.

Здесь прописываются причины отмены постановления (пример: «в утверждении подсудного дела отказать за отсутствие признака состава проступка в деянии гр.

N», «копию данного документа перенаправить прокурору», «об утверждённом решении предупредить граждан, участвующих в деле» и др.).

Правоохранительный орган и следователь утверждают решение вопроса и составляют документ. На протяжении 24 часов отправляют копию решения прокурору.

В свою очередь, обвинитель обязан предупредить физическое или должностное лицо письменно, а также организацию, представителя власти, от которого поступило заявление или извещение о событии, решении и быстро пояснить, что они вправе обжаловать его.

После вручения копии распоряжения заявитель либо обвиняемый могут обжаловать его в течение семи дней.

Порядок подачи жалобы на заключение об отмене уголовного дела

Лицо, которое затронуто следствием или заинтересованное лицо вправе подать ходатайство на распоряжение об отказе в возбуждении подсудного дела в порядке статей 124 и 125 УПК РФ начальнику отдела дознания или в судебную инстанцию.

При поступлении претензии к возбуждению дела у обвинителя есть три дня. Иногда по некоторым обстоятельствам срок может быть продлен на 10 дней. За это время уполномоченное лицо должно вынести определение о признании просьбы или отказать в удовлетворении.

Судьи определяют точную дату и время рассмотрения жалобы, а также извещают всех участников, включая заявителя. При этом разрешение просьбы может приостановиться в связи с неявкой лиц, которые просили без них не рассматривать дело.

С другой стороны, если обнаружится факт злоупотребления этим правом, то разрешение претензии будет рассмотрено без участия этих лиц.

Заслуживает любопытство решение, принятое по претензии, которое содержит:

  1. Основание отмены заключения об отказе утвердить подследственное дело.
  2. Доводы, установленные при дополнительной проверке или ходатайство не подлежит рассмотрению.

Поводом к аннулированию распоряжения об отказе завести такое дело может послужить неполнота и односторонность проверки в ходе подготовительного следствия, неправильное толкование норм уголовно-процессуального закона. Обычно судьи в подобной просьбе отказывают либо частично удовлетворяют её.

Судебная инстанция требует от отдела следствия материалы, которые послужили мотивом для установления подсудного дела. Иные материалы составляют тайну следствия согласно ст. 121 УПК.

При разрешении дела судьи должны:

  • исследовать материалы судей, по вине которых принято завершение о возбуждении уголовно наказуемого дела;
  • заслушать доводы граждан, явившихся в суд: заявителя, потерпевшего, обвинителя.

Если материалов недостаточно представлено в суд или не явился обвинитель – это является причиной для приостановления дела об апелляции, а также вынесения отдельных формулировок согласно ст. 232 УПК.

Основания для отмены распоряжения об отмене возбуждения уголовного дела

Причины для отмены распоряжения следующие:

  • нет оснований, чтобы возбудить дело;
  • не хватает доказательств;
  • улики получены незаконным путём;
  • должностное лицо некомпетентно, которое вынесло заключение о прекращении;
  • присутствуют улики, исключающие виновность.

Верховный суд проанализировал неточности в установлении норм уголовно-процессуального закона, касающиеся права на защиту, условий, исключающих участие в судопроизводстве.Вещественные факты и аргументы, компенсация процессуальных издержек, оспаривание действий и приговора суда и должностных лиц, которые осуществляют судебное производство.

https://www.youtube.com/watch?v=Xp557W9pluI

При разбирательстве одного дела, Верховный суд отмечает, что при несоблюдении закона суд при разрешении жалобы в соответствии со статьёй 125 УПК РФ постановила вопросы, которые могли быть объектом разбирательства по данному делу, но его отменили. Верховный суд отменил его и вернул на новое разбирательство.

Жалобу на приказ об утверждении подсудного дела может подать физическое лицо, интересы которого затронуты, до оформления протокола об окончании проведения мероприятий должностным лицом по расследованию.

Дело рассматривается с изучением материалов, которые послужили причиной для открытия данного дела.Заслушиваются заинтересованные лица. Если не является обвинитель или нет каких-то материалов, то судебная инстанция вправе отложить разбирательство.

Судья при вынесении вердикта может оставить просьбу без рассмотрения или удовлетворить её. Обжаловать приговор суда заявитель может только в апелляционном порядке, а правоохранительные органы, обратившись в высшую инстанцию.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/delo/otmena-postanovleniya

Отмена незаконного постановления следователя о возбуждении дела

Отмена прокурором постановления о возбуждении уголовного дела

Отмена незаконного постановления следователя о возбуждении дела

Законность, 2010.

Актуальность этой проблемы обусловлена прежде всего ошибками, допускаемыми правоприменителями, в том числе и судом, при толковании п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ.

Согласно вышеуказанной норме закона руководитель следственного органа уполномочен отменять незаконные или необоснованные постановления следователя. По смыслу закона отмене подлежат любые незаконные либо необоснованные постановления следователя (например, о производстве обыска, о привлечении в качестве обвиняемого и т. д.).

Иное толкование закона привело бы к бесконтрольности процессуальной деятельности следователя. Установить исчерпывающий перечень подлежащих отмене незаконных постановлений следователя невозможно, да и нет в этом необходимости. Право отмены постановлений лишь может быть ограничено другими статьями УПК.

Однако таких статей он не предусматривает.

Имеет ли руководитель следственного органа право отменять незаконное и необоснованное постановление следователя о возбуждении уголовного дела? Ответ очевиден: в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК РФ – имеет.

Однако на этот счет есть и другое мнение, обусловленное принятием ряда решений судами Самарской области в порядке ст. 125 УПК. Обоснование этого мнения следующее: если до этого прокурор в порядке ч. 4 ст. 146 УПК, т. е.

в течение 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, не отменил постановление о возбуждении уголовного дела, то в ином порядке оно не может быть отменено, так как его УПК РФ не предусматривает.

В этом случае, на наш взгляд, правоприменители путают полномочия прокурора, предусмотренные ст. 146 УПК, и полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные ст. 39 УПК.

Более того, сторонники указанной позиции считают, что прокурор не имеет права требовать от руководителя следственного органа в ходе предварительного следствия отмены незаконного постановления следователя о возбуждении уголовного дела, а руководитель следственного органа вообще не имеет права отменять постановление о возбуждении уголовного дела. По их мнению, если прокурором постановление о возбуждении уголовного дела не отменялось, то на основании ст. ст. 208, 212, 215 УПК необходимо принять одно из следующих решений: о приостановлении предварительного следствия, о прекращении уголовного дела и уголовного преследования, о составлении обвинительного заключения. В случае установления непричастности лица к совершению преступления в ходе расследования уголовного дела либо отсутствия события преступления как такового уголовное дело (уголовное преследование) должно быть прекращено на основании п. п. 1 или 2 ч. 1 ст. 24 УПК.

Кроме того, представляется, что эта позиция противоречит нормам УПК и приводит к существенному сужению прав как руководителя следственного органа, так и надзирающего прокурора, а также может привести к существенному нарушению прав участников уголовного судопроизводства, так как прекращение уголовного дела не влечет признания других вынесенных постановлений по делу (например, постановления об аресте) незаконными, а отмена постановления о возбуждении уголовного дела влечет признание, например, ареста во всех случаях незаконным.

Так, в случае, если постановление о возбуждении уголовного дела вынесено неуполномоченным на то лицом (например, участковым уполномоченным милиции и т. д.) или с нарушением требований ст. ст.

145, 151, 152 УПК, а также в случае, если при возбуждении уголовного дела отсутствовали поводы и основания, и оно не было отменено в порядке ч. 4 ст.

146 УПК, прокурор, выявив указанные нарушения закона, обязан внести требование об отмене данного постановления, а руководитель следственного органа отменить его.

В данном случае ущербно само постановление о возбуждении уголовного дела, поэтому оно незаконно и не может порождать правовых последствий.

Аналогичные правовые нормы есть в ГК РФ. Так, согласно его ст. 167 (ч. 2) при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Таким образом, в случае недействительности сделки восстанавливается правовой статус лиц и имущества, который существовал до совершения данной сделки.

Недействительной сделка признается с момента ее заключения, а не с момента вступления в силу решения суда.

Довод о единственном возможном решении о прекращении уголовного дела в случае, когда дело было ущербно возбуждено и по нему проведено расследование, не является обоснованным. В этом случае неясно, по каким основаниям дело подлежит прекращению.

Сторонниками этой позиции не учитывается, что в случае установления непричастности лица к совершению преступления в ходе расследования уголовного дела либо отсутствия события преступления как такового уголовное дело (уголовное преследование) должно быть прекращено на основании п. 1 или п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК.

Кроме того, не принимаются во внимание различные правовые последствия прекращения уголовного дела и отмены постановления о возбуждении уголовного дела.

Так, после отмены постановления о возбуждении уголовного дела должно быть принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела либо о направлении материала на дополнительную проверку, после чего следователь вправе вновь возбудить уголовное дело.

Правовые последствия прекращения уголовного дела иные: дело не может быть возбуждено по тем же основаниям, хотя и уже уполномоченным на то лицом.

Более того, прекращение уголовного дела – результат анализа добытых по уголовному делу в процессе расследования доказательств, а признание постановления о возбуждении уголовного дела незаконным с момента возбуждения является следствием анализа поводов, оснований и других формальных обстоятельств. Отмена постановления о возбуждении уголовного дела влечет признание всех собранных доказательств по делу недопустимыми.

Если уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием события преступления, то после этого исключена возможность возбуждения уголовного дела по данному факту. Если оно подлежит прекращению в связи с отсутствием состава преступления в отношении конкретного лица, то событие преступления имело место и впоследствии возможно возбудить уголовное дело.

Во всех случаях принятия судом решения в порядке ст. 125 УПК о признании незаконным постановления о возбуждении уголовного дела руководитель следственного органа отменяет постановление следователя о возбуждении уголовного дела вне зависимости от количества проведенных следственных действий и срока расследования.

Таким образом, можно прийти к безусловному выводу о том, что право руководителя следственного органа отменять незаконные постановления следователя о возбуждении уголовного дела и право прокурора на любой стадии расследования требовать отмены незаконного постановления о возбуждении уголовного дела являются важнейшими инструментами исправления процессуальных ошибок, допущенных при возбуждении уголовного дела.

Подпишитесь на рассылку:

Поиск

Вики

Архив

Постановления

Юриспруденция

Коррупция

Источник: https://pandia.ru/text/80/603/58699.php

Уголовное дело не возбуждают: что делать?

Отмена прокурором постановления о возбуждении уголовного дела

Помните: чем больше у правоохранительных органов первоначальной информации от пострадавшего, тем меньше риск отказа в возбуждении уголовного дела.

Зазулин Анатолий Игоревич
Старший юрист

Достаточно часто в юридической практике встречаются случаи, когда при всей очевидности факта совершения какого-либо преступления правоохранительные органы не торопятся возбуждать уголовное дело.

Особенно сильна данная тенденция при полицейской проверке заявлений о преступлениях, не касающихся жизни и здоровья граждан, – таких, как, например, мошенничество, вымогательство, интернет-хищения и т.п.

В каждом подобном случае пострадавшим приходиться потратить время и силы на то, чтобы убедить правоохранителей в том, что их действительно обманули, а имущество – похитили.

Причина возникновения подобных ситуаций кроется в специфике отечественного уголовного процесса: любое нераскрытое уголовное дело негативно отражается на статистике следствия, в связи с чем еще на стадии проверки заявления о преступлении оно пытается заранее отсеять «бесперспективные» дела. Как говорится, нет дела – нет проблем.

Между тем, законодательством предусмотрен ряд механизмов (не всегда очевидных), позволяющих преодолеть подобное сопротивление. Однако прежде чем к ним перейти, необходимо немного поговорить о том, каким образом проводится проверка заявления о преступлении.

Проверка сообщений о преступлении: общий порядок

Уголовно-процессуальный кодекс РФ посвящает стадии проверки сообщения о преступлении катастрофически мало текста – всего несколько статей (ст.ст. 140-145 УПК РФ). Большая часть регулирования осуществляется подзаконными инструкциями и приказами МВД, Прокуратуры и Следственного комитета.

Отсюда произрастает самое распространенное заблуждение в том, что проверкой поступившего заявления о преступлении занимается следователь. Действительно, сообщения об особо опасных преступлениях отправляются в разработку напрямую к следователю.

В то же время большинство обращений граждан и организаций направляется для проверки в оперативно-розыскной отдел, обслуживающий район предполагаемого места происшествия.

Помощь адвокатов из INTELLECT: подготовка, подача и сопровождение заявления о возбуждении уголовного дела, преодоление отказа в возбуждении уголовного дела. Подробная информация по ссылке. 

Оперативный сотрудник (участковый или оперативник специального отдела) проводит проверку указанных в заявлении фактов, осуществляя оперативные мероприятия: опрос лиц, осмотр места происшествия и т.п.

По истечении установленного законом срока на проверку (3 дня как общее правило либо 10 дней для более сложных случаев), оперативный сотрудник представляет собранные им данные вместе с первоначальным заявлением пострадавшего (материал проверки) следователю.

Последний, изучив собранные материалы, принимает решение: либо возбудить уголовное дело, либо отправить его обратно оперативнику на доработку или попросту потому, что не видит состава преступления.

Во втором случае именно оперативник выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, хотя фактически данный вопрос решается следствием. В связи с этим, обжалуя подобный отказ, необходимо понимать, что, по сути, решение было принято не самовольно оперативным сотрудником (который лишь проводит проверочные мероприятия), а стоящим над ним следствием.

Далее отказ в возбуждении уголовного дела направляется оперативным сотрудником в прокуратуру для проверки на обоснованность.

Если следствием были выявлены недостатки в проведенной работе оперативника и материал был возвращен ему на доработку, однако сроки на проведение проверки истекли, то он также ходатайствует перед прокуратурой об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и просит возвратить ему материал на доработку, продлив срок проведения проверки. Если же следствие не установило наличия в установленных фактах состава преступления, то такое ходатайство не составляется.

Прокурор вправе отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или признать его законным. В большинстве случаев прокуратура отменяет такие постановления, если они были вынесены в первый раз по отдельному материалу проверки.

Зачастую материал начинает «вечное хождение» между оперативным сотрудником, следствием и прокуратурой, которые только выносят постоянно отменяемые постановления.

Как не допустить подобного замкнутого бюрократического круга? И если он уже есть, как разорвать его?

Суд или прокурор?

Статья 123 УПК РФ предлагает обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в суд или прокурору. Какой из этих двух способов будет более действенным? Логика подсказывает, что судебный порядок является более эффективным при обжаловании решений правоохранителей.

Но необходимо помнить, что суд не может предрешать вопросы виновности или невиновности лица, а также констатировать наличие или отсутствие каких-либо обстоятельств на стадии предварительного расследования (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19.12.2007 №482п07пр).

То есть при проверке постановления суд не имеет правомочий судить о его содержании и не соглашаться с выводами, указанными в нем, – он обязан проверить только, был ли надлежащим образом соблюден процессуальный порядок его вынесения.

В связи с этим надежды на то, что суд отменит постановление и обяжет органы возбудить уголовное дело, беспочвенны.

В данном аспекте более эффективным будет являться обращение в прокуратуру с соответствующей жалобой. В жалобе необходимо указать:

  • какое постановление обжалуется. В качестве идентификатора постановления используется номер КУСП (книги учета сообщений о происшествиях), который указывается в талоне при приеме сообщения о преступлении;
  • с какими выводами, изложенными в постановлении, не согласен заявитель;
  • какие еще проверочные мероприятия необходимо, по мнению заявителя, провести для того, чтобы не возникло сомнений в факте совершенного преступления. Не бойтесь предложить подробный план работы по проверке заявления – он может быть в дальнейшем использован прокуратурой при даче указаний правоохранительным органам.

Если у пострадавшего возникли подозрения в обусловленности отказа в возбуждении уголовного дела коррупционной составляющей или личной заинтересованностью проверяющего должностного лица, то подобные сомнения в беспристрастности также нужно отразить в тексте жалобы.

В таком случае, кроме отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, указывается требование о поручении проведения проверки сообщения о преступлении другому должностному лицу.

Этот принцип справедлив и в том случае, если заявитель считает, что оперативный сотрудник не обладает достаточной квалификацией для обнаружения признаков преступления: например, при проверке компьютерных преступлений.

Тогда от прокурора можно потребовать поручить проверку сообщения специализированному оперативному отделу (возвращаясь к примеру – отделы «К» при региональных управлениях МВД занимаются оперативной разработкой компьютерных преступлений).

К жалобе также можно приложить дополнительные документы, которые доказывают наличие преступления и причиненного вреда. Жалоба подается в районную прокуратуру по месту происшествия (ее наименование обычно указывается также в самом постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела).

Привлекаем внимание

Отмена очередного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не поможет прекратить бесконечный обмен материалом проверки между правоохранительными органами. Нужно не только добиться отмены, но и привлечь внимание к проблеме.

В этом направлении может помочь запись на личный прием к прокурору, где можно обратить более пристальное внимание надзорного органа на сложившуюся проблему. Также будет полезным записаться и изложить факты на приеме у начальства Управления МВД по городу или области:

  • Порядок записи и даты приемных дней публикуются на сайтах соответствующих прокуратур и органов МВД или предоставляются по справочным телефонам.
  • Явиться на прием необходимо с уже подготовленным письменным обращением: так будет легче обстоятельно рассказать о проблеме, а на сданный письменный экземпляр чиновнику будет легче ответить качественно и по делу.
  • Если существуют еще пострадавшие от аналогичных действий, необходимо постараться объединиться, записавшись и явившись на прием вместе (либо делегацией, если пострадавших больше пяти, – как, например, при мошенничествах в сфере строительства).

Порядок подачи и рассмотрения таких обращений регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан». Согласно ст. 12 указанного закона, должностное лицо, которому подано обращение, обязано ответить на него в течение 30 дней.

Подобный подход позволит привлечь внимание начальствующего состава к бездействию сотрудников правоохранительных органов и увеличит эффективность проводимых проверочных мероприятий вплоть до возбуждения уголовного дела: ведь правоохранители будут знать, что любое необоснованное желание «спустить все на тормозах» будет обнаружено и доведено до непосредственного руководства и далее.

Важно: при обжаловании действий правоохранительных органов или подаче письменных обращений стоит учитывать принцип иерархии рассмотрения обращений. Это означает, что вышестоящее должностное лицо не обязано ответить по существу обращения или жалобы, если до этого они не были рассмотрены нижестоящими инстанциями.

Так, например, обращения в центральные аппараты Следственного комитета или МВД, а также к Генеральному Прокурору останутся без ответа по существу, если до этого заявитель не обращался к руководителям данных государственных структур на региональном уровне.

В таком случае обращение просто «спустят» в соответствующий региональный орган, что только продлит сроки его рассмотрения по существу.

Если прокурор отменил возбуждение уголовного дела

Более редкими являются случаи отмены вынесенного следователем постановления о возбуждении уголовного дела прокурором. Согласно ч. 4 ст.

146 УПК РФ, копия постановления о возбуждении уголовного дела направляется прокурору, который в течение суток после получения акта может его отменить.

Обычно прокурор отменяет постановление о возбуждении уголовного дела в связи с нарушением процессуального порядка вынесения постановления либо специальным статусом лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело (например, депутатский, адвокатский, судейский статус).

Между тем, конкретного перечня оснований отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела УПК РФ не содержит, в связи с чем бывают случаи необоснованной отмены возбужденного дела.

Как и в ситуации с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, перед пострадавшим возникает дилемма ст. 125 УПК РФ: обжаловать отмену прокурора в суд или же вышестоящему прокурору.

К сожалению, необходимо помнить, что в данном случае обращение в суд невозможно, так как в соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 «О практике рассмотрения жалоб в порядке ст.

125 УПК РФ», не подлежат обжалованию в суд решения прокурора, принятые им на стадии досудебного производства по делу. При подаче подобной жалобы суд возвратит ее, не принимая к производству.

Таким образом, единственным законным способом обжалования подобного решения прокуратуры является подача жалобы в порядке подчиненности: если постановление было вынесено заместителем прокурора – прокурору, если прокурором – вышестоящему прокурору.

В жалобе на постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела необходимо:

  • указать на обстоятельства, в соответствии с которыми принятое прокурором решение является необоснованным и незаконным;
  • отметить, что оснований для отмены возбуждения уголовного дела не имеется, а все вопросы могут быть решены уже в рамках расследования уголовного дела;
  • подчеркнуть, что принятое решение нарушает права пострадавшего, в том числе право на доступ к правосудию (ст. 46 Конституции РФ) и право на уголовно-процессуальную защиту лица, пострадавшего от преступления (ст. 6 УПК РФ).

Столкнувшись с отказом в возбуждении уголовного дела необходимо действовать и упорно защищать свои права как пострадавшего от преступления. Всецело полагаясь на возможности полиции и следователей, помните: чем больше у правоохранительных органов первоначальной информации от пострадавшего, тем меньше риск отказа в возбуждении уголовного дела.

Поэтому вместе с заявлением о преступлении в полицию могут быть сданы дополнительные материалы (таблицы предполагаемых подозреваемых с контактными телефонами, данные личных средств аудио- и видеофиксации и т.п.).

Указанные материалы можно предоставлять и на стадии обжалования постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в качестве дополнительного аргумента необходимости возбуждения дела.

Как уже было указано ранее, в ходе обжалования незаконного отказа в возбуждении уголовного дела обращение к вышестоящим должностным лицам и прокурору является более эффективным способом отмены такого решения, чем судебная жалоба. При этом необходимо использовать все возможности привлечения внимания к преступлению, дабы не допустить «бюрократического круговорота» постоянных отказов возбуждении уголовного дела и их отмен.

Источник: статья Анатолия Зазулина, ИНТЕЛЛЕКТ-С, в газете «Наше право» (март 2019)

Статьи экспертов Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С >>

полицейские проверки, уголовное право, экономические преступления

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/ugolovnoe_delo_ne_vozbuzhdayut_chto_delat/

Отмена прокурором постановления следователя о возбуждении уголовного дела

Отмена прокурором постановления о возбуждении уголовного дела
Отмена прокурором постановления следователя о возбуждении уголовного дела

Для цитирования: Бекетов А. О. Отмена прокурором постановления следователя о возбуждении уголовного дела / А. О.

Бекетов, С. А. Табаков // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Том 3, № 1. С. 161-171. DOI: 10.

21684/2411-7897-2017-3-1-161-171

Об авторах:

Бекетов Александр Олегович, преподаватель кафедры уголовного процесса, Омская академия МВД России; beketov_ao@mail.ru

Табаков Сергей Анатольевич, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса, Омская академия МВД России; prozess_oma@mail.ru

Полный текст публикации скачать файл

Аннотация:

Обеспечение законности деятельности органов предварительного следствия на стадии возбуждения уголовного дела остается одной из наиболее острых проблем уголовно-процессуальной науки и правоприменительной практики.

Прокурор обладает достаточно широкими полномочиями, позволяющими обеспечить соблюдение законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Уголовно-процессуальное законодательство наделяет его правом оценивать законность и обоснованность итоговых решений данной стадии и отменять их, что, безусловно, позволяет ему в кротчайшие сроки устранить выявленные нарушения и не допустить ущемление прав и свобод граждан.

Решение о возбуждении уголовного дела констатирует наличие в деянии признаков состава преступления и определяет легитимность дальнейшего производства по делу, а его отмена влечет серьезные правовые последствия — от признания собранных доказательств недопустимыми до признания права на реабилитацию лиц, подвергнутых мерам процессуального принуждения. Анализ правоприменительной практики позволяет констатировать, что прокуроры не всегда обосновано прибегают к такой исключительной мере, как отмена принятого следователем решения о возбуждении уголовного дела.

Проведенное авторами исследование позволяет прийти к выводу, что это допускается только в случае, когда дальнейшее производство по делу не легитимно (например, при возбуждении уголовного дела неуполномоченным лицом, либо когда данное решение может повлечь незаконное привлечение лица к уголовной ответственности или признание доказательств недопустимыми). В иных случаях необходимо оценить материалы уже сформированного уголовного дела на предмет наличия оснований для его прекращения, в случае обнаружения которых постановление о возбуждении уголовного дела отмене не подлежит.

Список литературы:

  1. Баранов А. М. Обеспечение законности в досудебном производстве по уголовным делам / А. М. Баранов. Омск, 2006. 220 с. 
  2. Белозеров Ю. Н. Обеспечение прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела: учебное пособие / Ю. Н. Белозеров, П. Г. Марфицин. М., 1994. 76 с. 
  3. Белозеров Ю. Н. Возбуждение уголовного дела / Ю. Н. Белозеров. М., 1976. 41 с. 
  4. Быков Л. А. Законность возбуждения уголовного дела / Л. А. Быков, Н. В. Маслов, В. И. Ремнев. М., 1967. 54 с. 
  5. Веретенников Н. В. Обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела: дис. канд. юрид. наук / Н. В. Веретенников. Ростов-на-Дону, 2009. 170 c. 
  6. Горленко В. А. Проблема установления баланса полномочий следователя и прокурора в решении вопроса о возбуждении уголовного дела / В. А. Горленко // Следователь. 2011. № 3. С. 12-17. 
  7. Горлов В. М. Полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела: дис. канд. юрид. наук / В. М. Горлов. М., 2008. 219 c. 
  8. Григорьев В. Н. О некоторых вопросах надзора прокурора за законностью решения об отказе в возбуждении уголовного дела / В. Н. Григорьев // Современные тенденции в развитии правового статуса и основных направлений правозащитной деятельности Прокуратуры РФ: Сборник статей. М., 2010. С. 99-104. 
  9. Давлетов А. А. Стадия возбуждения уголовного дела — обязательный этап современного отечественного уголовного процесса / А. А. Давлетов, Л. А. Кравчук // Российский юридический журнал. 2010. № 6. С. 114-120. 
  10. Зархин Ю. М. Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела / Ю. М. Зархин // Актуальные проблемы юридической науки и образования. Сборник научных трудов. Ижевск, 2010. Вып. 10. С. 19-25. 
  11. Ефремова Н. П. Основание для возбуждения уголовного дела: учебное пособие / Н. П. Ефремова. Омск, 2009. 62 с. 
  12. Исламова Э. Р. Процессуальные полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовного дела: дис. канд. юрид. наук / Э. Р. Исламова. Иркутск, 2009. 202 с. 
  13. Контрольное производство СУ УМВД России по Омской области по уголовному делу № 555859. 
  14. Контрольное производство СУ УМВД России по Омской области по уголовному делу № 509686. 
  15. Ларинков А. А. Уголовно-процессуальная проверка в стадии возбуждения уголовного дела / А. А. Ларинков, В. А. Шиплюк. Санкт-Петербург, 2015. 160 с. 
  16. Марфицин П. Г. Усмотрение следователя (Уголовно-процессуальный аспект): автореф. дис. докт. юрид. наук / П. Г. Марфицин. Омск, 2003. 418 с. 
  17. Марфицин П. Г. Возбуждение уголовного дела в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления / П. Г. Марфицин, К. В. Муравьев. Омск, 2009. 219 с. 
  18. Никифоров С. А. Отмена постановления о возбуждении уголовного дела / С. А. Никифоров // Законность. 2011. № 1. С. 40-42. 
  19. Петров А. В. Обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела / А. В. Петров // Законность. 2011. № 11. С. 32-37. 
  20. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. N 40. Ст. 592.

Источник: https://vestnik.utmn.ru/sociology/vypuski/2017-tom-3/1/314730/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.