Общая характеристика системы судов в российской федерации

Судебная система РФ – общая характеристика, структура и разновидности судов

Общая характеристика системы судов в российской федерации

Функционирование судебных органов регламентируется несколькими основными аспектами. Осуществляться они могут по следующим факторам:

  1. Реализация полномочий судебной власти проводится исключительно судьями, а к процессу в законном порядке привлекаются присяжные и арбитражные заседатели. Другие лица и инстанции не имеют право осуществлять правосудие.
  2. При вынесении вердикта судья руководствуется исключительно конституционным, уголовным, административным и, конечно же, гражданским судопроизводством.
  3. Данная власть самостоятельна, поэтому функционирует вне зависимости от исполнительной и законодательной организаций.
  4. Работа судебной системы основана на Федеральном законе, прописанном в Конституции. Важно отметить, что главным аспектом реализации правосудия является единство системы.
  5. Правовая сила судебной власти обеспечивается Конституцией.
  6. Наличие и соблюдение общих аспектов судопроизводства, которые определяются законодательством.
  7. Соблюдение международных прав, конституционных норм, уставов, законов субъектов РФ.
  8. Единство положения судей имеет законные основания.
  9. Постановления обязательны к исполнению, независимо от региона и области.
  10. Обеспечение финансированием федеральных судов из государственной казны.

Данные аспекты судоустройства обеспечивают несомненное и непоколебимое единство судебной силы. Любое нарушение данных норм несет за собой уголовную ответственность.

Верховный суд

Согласно закону от 5 февраля 2014 года под номером 5-ФКЗ «О судах общей юрисдикции», Верховный Суд (ВС) не является представителем системы общей юрисдикции. К его составу относитcя элемент судебной власти из следующей квалификации:

  1. Пленум ВС.
  2. Апелляционная инстанция.
  3. Президиум ВС.
  4. Судейское сообщество.
  5. Коллегия по делам административного права.
  6. Коллегия по спорам из сферы экономики.
  7. Коллегия гражданских дел.
  8. Коллегия по правам военнослужащих.
  9. Коллегия уголовных дел.
  10. Аппарат ВС.
  11. Коллегия дисциплинарного правосудия.

Многие не знакомы с понятием слова «пленум», поэтому на этом моменте следует остановиться более подробно. Орган является одним из элементов Верховного суда, который выступает в роли всеобщего собрания.

По своей сути Пленум не может осуществлять правосудие, а только гарантирует единообразное и верное использование законов судебными органами, дает пояснения и подробные толкования правовых норм путем принятия всевозможных постановлений.

В состав Пленума входит председатель, его заместители и члены ВС. Обязательно принимает участие в заседаниях Генеральный прокурор, по приглашению Председателя ВС заседание могут посетить Министр юстиции, представители Научно-консультативного объединения, судьи различных ведомств, представители госкомитетов, министерств, научных организаций, других общественных и государственных групп.

Общей юрисдикции

Орган, который осуществляет рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел и выносит правосудные вердикты, называется судом общей юрисдикции. Краткая классификация основных представителей:

  1. Суд автономной области.
  2. Краевые, областные, городские и военные суды.
  3. Кассационный суд.
  4. Санкт-Петербургский, Московский, Севастопольский суды.
  5. Апелляционный суд.
  6. Верховный суд республик.

К иерархии федеральных судов общей юрисдикции относят специализированные суды, при этом они не относятся к чрезвычайным, на создание которых повлияло возникновение чрезвычайной ситуации.

В Российской Федерации не существует Специализированного суда для осуществления правосудия над нарушением интеллектуальных прав, но идет его активное создание.

В дальнейшем Правительство планирует разработать концепцию функционирования ювенальных, административных, а еще миграционных судов.

Чтобы автоматизировать работу органов общей юрисдикции, применяют Государственную автоматизированную систему.

Она упрощает процесс рассмотрения дела и вынесения вердиктов, повышает эффективность функционирования системы, положительно влияет на качество деятельности судов. Данная система носит название — «Правосудие».

История её существования началась сравнительно недавно, но за несколько лет она зарекомендовала себя как эффективная и наиболее целесообразная.

Районная инстанция

Главное звено общей юрисдикции, в нем рассматривают дела по апелляционной и первой инстанции в отношении к мировым судьям. Районный суд выступает высшей инстанцией и действует на территории, принадлежавшей конкретному району. Рассматривает масштабные дела, к которым у мировых судей нет доступа.

Формируются такие организации исходя из федеральных законов в действующем судебном районе, который включает в себя административно-территориальные образования, но такая инстанция будет называться межрайонным судом. Для примера можно привести юрисдикцию Советского районного суда, расположенного в Марий Эл, его полномочия охватывают такие районные участки:

  1. Советский.
  2. Куженерский.
  3. Новоторъяльский.

В районном суде работают опытные специалисты, их основная характеристика — высокая квалификация. Численность определяется загруженностью в зависимости от количества открытых дел.

Сейчас далеко не во всех районах работают мировые судьи, поэтому РС выполняют часть их обязанностей. Это прописано в Законе о начале функционирования ГПК Российской Федерации.

В таких ситуациях постановления не могут быть обжалованы через апелляционную инстанцию, для этого предназначен кассационный суд.

Мировые судьи

До появления такого статуса дела рассматривали районные суда, что регламентировано законом под номером 137- ФЗ «О судебной системе РФ». Специалист самостоятельно рассматривает дела, которые относятся в сферу компетенции, что подтверждает Федеральный закон.

В РФ мировой судья выступает в роли представителя общей юрисдикции и является элементом единой судебной системы, действующей на территории страны. Порядок работы, обязанности и алгоритм создания должностей установлен Конституцией и другими законами, включая от 17.02.

1998 под номером 188-ФЗ.

Следует отметить, что в 2011 году в этот закон был внесен ряд изменений. Порядок выбора судей и работы определяется законами субъектов РФ. В 3 статье Закона о мировых судьях указаны аспекты, при которых судья имеет право провести рассмотрение по первой инстанции.

В этот список входит следующий перечень (кратко):

  1. Судопроизводство по уголовным статьям, срок наказания за которые не больше 3 лет принудительного лишения свободы.
  2. Раздел между бывшими мужем и женой имущества, но только в случае, когда общая стоимость иска в совокупности составляет не более 50 000 руб. Выдача приказа, имеющего судебные полномочия.
  3. Расторжение брачных отношений, если в данном деле не фигурирует спор о детях.
  4. Другие дела семейно-правового вида, исключением являются иски, связанные с оспариванием материнства, лишения прав на родительское попечительство, усыновлением и других споров, где речь идет о детях либо принятии решений по поводу признания брачного союза недействительным.
  5. Имущественные споры, если общая цена иска не более 50 000 руб., но без рассмотрения дел о наследстве или нарушении интеллектуальной собственности.
  6. Принятие решений, благодаря которым устанавливается порядок использования имущества.

Помимо вышеперечисленных дел судья может быть связан с другими. Речь идет о возникших по вновь возбужденным обстоятельствам.

Военный или трибунал

Деятельность Военного суда распространяется на Вооруженные силы, воинские образования и другие войска. Инстанция входит в единую структуру судов, главной задачей которых является правосудие. В прошлом такая инстанция называлась трибуналом.

В структуру организации входит Судебная коллегия, выступающая основным звеном, кассационный, апелляционный, окружной, гарнизонный суды.

Далеко не все знают, по какой схеме работает и какие функции выполняет военный суд, в сферу его влияния подпадают следующие характерные дела:

  1. Связанные с преступлениями военнослужащих и военнообязанных граждан. Также в эту категорию попадают офицеры, сержанты, мичманы, матросы ФСБ.
  2. Иногда рассматриваются дела, связанные с другими органами госвласти, у которых предусмотрена военная служба.

Структура ВС позволяет решать различные споры гражданской разновидности, возникшие между Министерством обороны или любым другим органом федерального значения и военнослужащими.

В некоторых случаях военные, которые в прошлом несли службу, обращаются в инстанцию для обжалования действий со стороны военного управления, возникших во время прохождения воинской службы.

В эту категорию также относятся нарушения военнослужащих административных статей, согласно действующему КоАП.

Арбитражный апелляционный

Арбитражный суд относится к числу федеральных, он предназначен для решения экономических споров, которые возникли между юридическими лицами. Апелляционный суд арбитражного типа выполняет следующий перечень задач:

  1. Проверка законности и правильности изложения апелляционных актов, которые не вступили в силу по делам в первой инстанции, при повторном рассмотрении дела.
  2. Пересматривается обстоятельства, вновь открывшиеся, или судебные акты, получившие законную силу.
  3. Обращение в Конституционный орган с целью проведения проверки конституционности закона, который планируется применить в будущем в процессе рассмотрения дела в апелляционной инстанции.
  4. Проведение изучения и обобщения судебной практики.
  5. Проведение модернизации существующих законов и действующих нормативных актов.
  6. Краткий анализ статистических данных, например, интенсивность возрастания преступлений, их характер и т. д. , что является основой для производства различных улучшений.

В состав президиума входят председатель арбитражного суда, который его возглавляет, заместитель, судьи. Важно отметить, что один судья может неоднократно быть членом президиума, к их общим функциям относятся следующие черты:

  • регуляция вопросов, связанных с системой функционирования;
  • составление и рассмотрение основных проблем судебной практики;
  • утверждение новых членов коллегии и председателей;
  • проведение модернизации действующей системы, которая может положительно повлиять на работу арбитражного суда.

Президиум может созвать при необходимости председатель. Если на собрании присутствует большинство членов президиума, тогда он способен решать любые вопросы, вносить изменения, делать предложения, направленные на улучшение работы арбитража.

Любые постановления ставятся на открытое ание, решение принимается, когда большинство проало «За». После чего председатель подписывает соответствующий документ, подтверждающий проведение ания, и решение вступает в силу.

Важным моментом является то, что ни один член президиума не может воздержаться или отказаться от ания.

Судебная власть в Российской Федерации отличается сложной структурой и большим количеством организаций, каждая из которых имеет соответствующую сферу влияния и отрасль функционирования.

Чтобы лучше понять принцип, можно найти схемы или таблицы. Главной задачей любого суда является правосудие.

Нередко суды различного типа пересекаются и вступают во взаимосвязанные отношения, что быть подтверждением единства судебной системы.

Источник: https://nauka.club/obshchestvoznanie/sudebnaya-sistema-rf.html

Общая характеристика судебной системы РФ

Общая характеристика системы судов в российской федерации

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒

Судебная система Российской Федерации — система специализированных органов власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации.

Структура судебной системы РФ:

1. Суды общей юрисдикции:

Ø Верховный Суд

Ø Верховный Суд республики, краевой (областной)

и иные приравненные к ним суды

Ø Районные суды

Ø Мировые судьи

Ø Военные суды

2. Федеральные арбитражные суды:

Ø Арбитражные суды

Ø Высший Арбитражный Суд

Ø Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

Ø Арбитражные апелляционные суды

Ø Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

3. Конституционный Суд

4. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны.

Все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливается на основе Конституции РФ федеральными конституционными законами, а судов субъектов Федерации – с учетом федерального законодательства законами субъектов РФ.

1. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Суды общей юрисдикции Российской Федерации, возглавляемые Верховным Судом РФ, включают федеральные суды в субъектах рФ и военные суды.

К федеральным судам в субъектах РФ относятся: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Систему военных судов составляют окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Законом о военных судах.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает создание специализированных федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел.

2. Суды субъектов Российской Федерации включают: конституционные (уставные) суды и мировых судей. Последние относятся к судам общей юрисдикции.

Конституционные (уставные) суды субъектов рФ могут создаваться самими субъектами Федерации для разрешения вопросов соответствия законов и нормативных правовых актов органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также для толкования соответствующих региональных конституционно-правовых норм.

Мировые судьи входят в общую систему судов РФ. Их полномочия, порядок создания и деятельности определяются Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».

Порядок избрания и некоторые вопросы обеспечения их деятельности устанавливаются законами субъектов рФ.

В компетенцию дел мировых судей включается рассмотрение дел о менее опасных уголовных преступлениях, некоторых имущественных споров, отдельных трудовых и семейных дел, а также дел об административных правонарушениях.

30 .СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной властиосуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

– рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

– проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

– рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

– проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

– обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;

– разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;

– разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

– реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

Не обязательно! Как дополнение. ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками.

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами. Они являются ее непосредственными носителями.

Федеральный суд – орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

4. Единство судебной власти находит свое выражение в общих принципах организации и деятельности судов. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Основной закон запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судной власти. При выполнении своих функций суды подчиняются только Конституции РФ и закону.

Вмешательство в деятельность суда в какой бы то ни было форме в целях воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет за собой уголовную ответственность. Судебная власть неделима, решение суда не требует дополнительного утверждения.

Суды образуют обособленную систему, организационно никому не подчиненную.

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства (форма реализации судебной власти), что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе.

В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного, уголовного, арбитражного (разновидность гражданского и административного).

7. Процессуальный порядок деятельности. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, является важной гарантией законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

8. Подзаконность судебной власти – действие в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона. Судьи независимы и подчиняются только Конституции рФ и федеральному закону (ст.120 Конституции, ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Подзаконность судебной власти распространяется как на все ее проявления, так и на все органы, ее осуществляющие.

9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Решение суда подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Федерации.

10. Народное представительство в осуществлении судебной власти. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей предусмотрено ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.

⇐ Предыдущая78910111213141516Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-03-25; просмотров: 10347 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/5-8011.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.