Неуплата налогов работодателем

Содержание

Ответственность работодателя за черную зарплату в 2020 году – Ваш юрист

Неуплата налогов работодателем

– Добрый день. Работодатель предложил мне платить часть зарплаты в виде оклада официально на карточку, а другую часть – ежемесячно в конверте. Так якобы будет выгодно и мне, и ему. Стоит ли соглашаться на это? Действительно ли это выгодно работнику и какие риски нужно учесть? И какая ответственность предусмотрена для работника и работодателя за получение серой зарплаты?

Что такое «серая зарплата»

В России один из самых низких НДФЛ – 13%. Но, помимо НДФЛ, работодатель уплачивает в бюджет страховые взносы: на пенсионное и социальное страхование сотрудников (в ПФР и ФСС), а также на их медицинское обслуживание в ФОМС. Именно для снижения затрат на содержание персонала работодатели идут на различные хитрости и скрывают часть фонда оплаты труда.

Размер взносов напрямую привязан к официальным доходам: чем выше заработок, тем больше взносов платится. В стандартном порядке 22% от зарплаты работодатель перечисляет в ПФР, 2,9% — в ФСС на социальное страхование, 0,2-8,5% – на травматизм, 5,1% – в ФОМС.

Таким образом, свыше 30% сверх зарплаты работодатель должен перечислить из своего кармана в бюджет.

Письмо УФНС РФ по Москве от 2007 года №15-08/075418 приводит следующее определение серой зарплаты – выплаты, не учтенные при налогообложении. Разновидности указанной зарплаты: неофициальная зарплата, страховые премии и аннуитеты через страховые компании и прочие формы скрытого вознаграждения за работу.

Серая зарплата – это такой доход, который является официальным лишь частично. То есть часть зарплаты платится полностью легально, и с нее отчисляются налоги, а другая часть – «в конверте», и с нее ничего не перечисляется государству.

Обычно схема выплаты серой зарплаты следующая: работнику устанавливают минимальный оклад по трудовому договору. Но часть зарплаты в виде премии, бонусов он получает «в конверте». Тем самым работник получает дополнительные риски: размер, порядок, сроки таких выплат нигде не закреплены. Шансы на их истребование в принудительном порядке, если работодатель прекратит платить, минимальны.

Ответственность для работодателя

На основании п. 4 ст. 226 Налогового кодекса (НК) налоговый агент-работодатель должен удержать НДФЛ из фактических доходов налогоплательщика. При серой зарплате он исполняет свою обязанность только частично.

Налоговые последствия

Последствиями применения серых зарплат являются:

  1. Проведение выездных проверок со стороны налоговых инспекторов, прокураторы, ФСС, ОВД и пр.
  2. Начисление налогов к уплате, которая компания должна была перечислить с неофициальной части.
  3. Начисление пени и штрафов за неумышленную неуплату налогов.

По ст. 122 Налогового кодекса неуплата или неполная уплата суммы налога по результатам занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога и прочих неправомерных действий, если такое деяние не содержит признаки налоговых нарушений, влечет за собой штраф 20% от не перечисленной в бюджет суммы НДФЛ.

Уплата пени и штрафов не освобождает работодателя от обязанности перечислить сам налог в бюджет (по ст. 108 НК).

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления НДФЛ, совершенная умышленно, влечет взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы.

Также наверняка у налоговых инспекторов возникнут вопросы, из каких средств платится зарплата в конверте. Скорее всего, это является следствием занижения налоговой базы и неотображением части доходов в отчетности. В результате не в полном объеме платится НДС, налог на прибыль или УСН.

Уголовная ответственность

Последствия выплаты зарплаты «в конверте» грозят ответственностью руководителю, бухгалтеру и прочим сотрудникам, которые занимались оформлением первичных документов. В их отношении может быть применена ст. 199 (Уголовного кодекса (УК) «Уклонение от уплаты налогов…».

На основании ст. 199 УК уклонение от уплаты налогов в крупном размере грозит штрафом в размере 100-300 тыс. р. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период 1-2 года либо:

  • принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности до 3 лет или без такового;
  • арестом до 6 месяцев;
  • лишением свободы до 2 лет.

Деяние, которое было совершено группой лиц по предварительному сговору, либо если речь идет об особо крупном размере, грозит работодателю:

  • штрафом в размере 200-500 тыс. р.или в размере зарплаты за 1-3 года;
  • принудительными работами на срок до 5 лет;
  • лишением свободы на срок до 6 лет.

Как ФНС узнает о выплатах серой зарплаты в конверте

С серой зарплатой активно борются налоговые органы, которые обычно учитывают следующие факты риска:

  1. Зарплата сотрудников ниже прожиточного минимума в регионе или ниже среднерыночного значения в регионе или среднеотраслевой зарплаты.
  2. Зарплата высшего руководства ниже, чем у рядовых сотрудников.
  3. Есть сведения из анонимных источников о том, что компания платит зарплату в конвертах.
  4. У сотрудников на новом месте работы зарплата оказалась ниже, чем на старом.
  5. Сотрудник предоставил в банк сведения о большей сумме заработка, чем фигурирует в официальной отчетности.

Доказательствами серой зарплаты могут стать обнаруженные неофициальные зарплатные ведомости, сведения о зарплате из размещенных вакансий, неофициальная справка о доходах сотрудника и пр.

Какая ответственность грозит работнику

Хотя работодатель удерживает налоги с зарплаты и перечисляет их в бюджет, он, по сути, является только налоговым агентом. В качестве налогоплательщика выступает сам сотрудник.

Когда сотрудник получает «зарплату в конверте» и не уплачивает с нее НДФЛ, то он автоматически становится правонарушителем.

По нормам законодательства, если работодатель не перечислил НДФЛ, то сотрудник должен сделать это самостоятельно и подать декларацию 3-НДФЛ с суммой доходов до 30 апреля.

Налоговая

На основании ст. 122 Налогового кодекса штраф за неуплату налогов устанавливается в 20-40% от неуплаченной суммы.

Минимальный штраф устанавливается при неумышленной неуплате задолженности, 40% – если долг по НДФЛ не уплачен умышленно.

Если зарплата платилась в конверте несколько лет, то сумма штрафа получается весьма значительной.

Уголовная

Уголовная ответственность наступает по нормам ст. 198 УК. Неуплата налогов грозит начислением штрафных санкций в размере 100-300 тыс. р. или необходимостью перечислить в качестве наказания свой заработок за 1-2 года.

Среди предусмотренных мер ответственности по указанной статье: принудительные работы, арест или лишение свободы.

Для того чтобы избежать привлечения к уголовной ответственности, работнику следует действовать превентивно: написать заявление на недобросовестного работодателя в прокуратуру или налоговую инспекцию. В заявлении нужно прописать, что работодатель уклоняется от налогов и этого будет достаточно для инициации проверки.

Также можно пожаловаться на нарушение прав в трудовую инспекцию.

Риски работника

Работнику нужно понимать, что как бы ни пытался его убедить работодатель в исключительных выгодах серой зарплаты, на самом деле сотрудник немало «теряет». В частности, стоит быть готовым к тому, что отпускные бухгалтерия будет рассчитывать по официальным доходам, а не по фактическому размеру заработка. Это значит, что отпускные сотрудник получит в меньшем размере.

Также именно на основании величины официального дохода будут рассчитаны:

  1. Выходное пособие – пособие, которое платит работодатель на случай сокращения штата.
  2. Больничный на себя и по уходу за ребенком.
  3. Пенсия. Работодатель перечисляет взносы на будущую пенсию работника в размере 22% от его официальной зарплаты.

Также низкие доходы могут привести к сложностям при оформлении крупных кредитов. Минимальная зарплата не позволит рассчитывать на ипотеку или автокредит.

При возникновении каких-либо споров с работодателем работник может вовсе лишиться заплаты.

Таким образом, за выплату серой зарплаты предусмотрена ответственность для работников и работодателя. Серая зарплата – это уголовное преступление.

Для работника получение серого дохода грозит также дополнительными рисками: низкими больничными, выходными пособиями, отпускными, будущей пенсии.

Сотрудники с неофициальными доходами могут столкнуться с отказом в выдаче ипотечного или автокредита.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Самые скандальные законопроекты мая 2020: единый реестр населения, уголовка за серые зарплаты и расширение прав работодателей

Единый реестр населения, расторжение трудовых договоров по экономическим причинам и уголовная ответственность за «серые» зарплаты. Рассказываем об этих и других нашумевших законодательных инициативах мая 2020 года.

Единый реестр населения

Откровенное недовольство граждан вызвал законопроект № 759897-7, предполагающий создание единого реестра населения, администрировать который будет ФНС. 

В реестр будет включена вся актуальная информация о каждом человеке, проживающем в РФ. В частности, в реестр поместят такие сведения, как ФИО, дата рождения и смерти, место рождения и место смерти, пол, гражданство физлица, его ИНН, сведения о постановке на учет в ПФР, ФОМС, ФСС, сведения об образовании, квалификации, а также учетная запись в ЕСИА.

Кроме того, в реестре опубликуют сведения о семейном положении физлица, его родителях, супруге и детях. В реестр попадут сведения как о гражданах РФ, так и об иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих на территории России. 

Зачем столь подробные сведения о гражданах планируют собирать в одном месте, пока не очень ясно. К тому же серьезные опасения вызывает и сохранность данных реестра, которые могут быть использованы против самого же физлица, например, мошенниками.

Расширение прав работодателей

Крайне негативно было встречено законодательное предложение об увеличии числа оснований для расторжения трудовых договоров по инициативе работодателей. 

С данным предложением выступил Российский союз промышленников и предпринимателей. Глава союза Александр Шохин пояснил, что в ТК РФ нужно закрепить возможность расторжения трудовых договоров по экономическим причинам. Например, из-за экономического кризиса, недостаточности денежных средств у работодателя и в связи с вводимыми государством ограничительными мерами.

Также планируется дополнить число случаев, при которых работодателям разрешается заключать с работниками срочные трудовые договоры.

Одновременно предлагается сократить сроки предупреждений о планируемых увольнениях в связи с ликвидацией организации и сокращением штата работников (сейчас об этом нужно предупреждать за 2 месяца до увольнения).

Кроме того, предлагается уменьшить величину выходных пособий и дифференцировать их размер в зависимости от стажа сотрудника.

Уголовная ответственность за «серые» зарплаты

Весьма скептически граждане отнеслись к законодательной инициативе сенаторов, касающейся ужесточения уголовной ответственности за выплату работникам так называемых «серых» зарплат. 

С данной инициативой выступил Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

Глава комитета Анатолий Артамонов пояснил, что уголовная ответственность предусмотрена сейчас для руководителей тех предприятий, где выплачивается «серая» заработная плата в размере 100 000 рублей и выше.

Другие же работодатели, использующие «конвертные» схемы на меньшие зарплаты, избегают уголовной ответственности. 

В связи с этим сенаторы предложили установить уголовную ответственность для руководителей предприятий независимо от величины выплачиваемых «в конвертах» зарплат. С одной стороны, подобная мера действительно поможет эффективнее бороться с «серыми» зарплатами. С другой – эти же поправки увеличат давление на бизнес и могут привести к снижению реальных выплат работникам.

Источник: https://genprokufo.ru/pravo/otvetstvennost-rabotodatelya-za-chernuyu-zarplatu-v-2020-godu.html

Ответственность за неуплату налогов — Audit-it.ru

Неуплата налогов работодателем

Ермошина Е. Л., редактор журнала

Журнал “Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях” № 4/2020

За неуплату или несвоевременную уплату налогов унитарное предприятие может быть привлечено к налоговой ответственности, а должностные лица – к административной или даже уголовной. В каких случаях наступает та или иная ответственность – вы узнаете из данной статьи.

Налоговая ответственность предприятия как налогоплательщика

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога[1] в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) предусмотрена ст. 122 НК РФ. Согласно этой норме производится взыскание штрафа в размере:

  • 20 % неуплаченной суммы налога (п. 1);
  • 40 % неуплаченной суммы налога – если указанные деяния совершены умышленно (п. 3).

Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает это лицо от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога и пени.

Бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения по ст. 122 НК РФ. В этом случае с плательщика подлежат взысканию пени по ст. 75 НК РФ. Такой вывод сделан в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

Если налогоплательщик не уплатил налог в установленный срок, но при этом:

  • налог рассчитал правильно – с него взыщут только пени;
  • налог рассчитал неправильно – с него взыщут штраф согласно п. 1, 3 ст. 122 или п. 3 ст. 120 НК РФ, а также пени.

Напомним, что п. 3 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, предусматривает взыскание штрафа в размере 20 % суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Иными словами, чтобы избежать штрафов в соответствии с нормами п. 3 ст. 120 или п. 1, 3 ст. 122 НК РФ, следует внести исправления в расчет налогов и подать уточненную декларацию.

Внесение изменений в налоговую декларацию и расчеты регулируется ст. 81 НК РФ, в которой предусмотрены случаи, когда налогоплательщик освобождается от ответственности.

Если «уточненка» представлена в ИФНС до истечения срока подачи налоговой декларации, декларация считается поданной в день подачи уточненной декларации.

Согласно п. 3 ст. 81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога и до момента, когда налогоплательщик узнал:

  • об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога;
  • либо о назначении выездной налоговой проверки (ВНП).

Как указано в п. 4 ст. 81 НК РФ, налогоплательщик освобождается от ответственности, если «уточненка» представляется в налоговый орган после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога в двух случаях:

  • до момента, когда плательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении ВНП по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
  • после ВНП за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению, – п. 1 ст. 123 НК РФ.

При этом согласно п. 2 указанной статьи налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной п. 1, при одновременном выполнении следующих условий:

  • налоговый расчет представлен в налоговый орган в установленный срок;
  • в налоговом расчете отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет;
  • налоговый агент самостоятельно перечислил в бюджет сумму налога, не перечисленную в срок, и пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении ИФНС факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

В случае с налоговыми агентами также применяется положение п. 5 ст. 108 НК РФ, согласно которому лицо, привлеченное к ответственности за совершение налогового правонарушения, не освобождается от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.

Обратите внимание

Налоговые агенты могут избежать ответственности в виде штрафов за неуплату налогов, если представят уточненные расчеты. Согласно п. 6 ст. 81 НК РФ положения, предусмотренные п. 3 и 4 данной статьи, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.

Административная ответственность должностных лиц предприятия

В силу п. 4 ст. 108 НК РФ привлечение предприятия к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его должностных лиц (при наличии оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Напомним, что согласно ст. 7 Закона о бухучете[2] ведение бухгалтерского учета организуется руководителем экономического субъекта (п. 1). Руководитель обязан:

  • либо возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта;
  • либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета.

Таким образом, административный штраф будет начислен лицу, ответственному за ведение бухучета, – директору, главбуху или иному должностному лицу организации.

Административную ответственность должностное лицо предприятия несет за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, выразившееся, например, в занижении сумм налогов и сборов не менее чем на 10 % вследствие искажения данных бухгалтерского учета. За это нарушение согласно ст. 15.

11 КоАП РФ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. (п. 1). При повторном правонарушении это лицо ждут штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет (п. 2).

Указанная ответственность наступает и для налогоплательщика, и для налогового агента.

Исходя из смысла п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, если в отношении должностного лица было начато производство по делу об административном правонарушении, а затем было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, административное производство подлежит прекращению.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Уголовная ответственность предусмотрена:

  • ст. 199 УК РФ – за уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов, подлежащих уплате предприятием, совершенное в крупном или особо крупном размере;
  • ст. 199.1 УК РФ – за неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом уголовная ответственность по ст. 199 УК РФ наступает, если неуплата налога произошла по одной из следующих причин:

  • непредставление налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых обязательно;
  • включение в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений.

По статье 199.1 УК РФ могут привлечь к ответственности за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих согласно налоговому законодательству исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет.

Частями 1 обеих статей предусмотрен размер уголовной ответственности за неуплату налогов (сборов) в крупном размере, а ч. 2 – за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере (см. таблицу).

Вид уголовной ответственности по ст. 199 и 199.1 НК РФОтветственность за неуплату налогов
В крупном размереВ особо крупном размере
От 100 000 руб. до 300 000 руб.От 200 000 руб. до 500 000 руб.
  1. Штраф в размере зарплаты (иного дохода) осужденного
За период от 1 года до 2 летЗа период от 1 года до 3 лет* / от 2 до 5 лет**
+лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностьюНа срок до 2 лет.На срок до 3 лет или без таковогоНа срок до 5 лет.На срок до 3 лет или без такового
На срок до 6 месяцев
+лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностьюНа срок до 2 лет.На срок до 3 лет или без таковогоНа срок до 6 лет.На срок до 3 лет или без такового

* Относится к ст. 199 НК РФ.

** Относится к ст. 199.1 НК РФ.

В примечаниях 1 к ст. 199 и 199.1 УК РФ установлено следующее.

Крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах 3 финансовых лет подряд 15 000 000 руб.

Особо крупным размером признается сумма, превышающая за период в пределах 3 финансовых лет подряд 45 000 000 руб.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное этими статьями, освобождается от уголовной ответственности, если:

  • этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом сообразно НК РФ (примечание 2 к ст. 199 УК РФ);
  • этим лицом либо организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом сообразно НК РФ (примечание 2 к ст. 199.1 УК РФ).

К сведению

Пленум ВС РФ в Постановлении от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее – Постановление № 48) дал разъяснения судам в целях обеспечения единообразного применения ими законодательства об уголовной ответственности, в том числе по ст. 199 и 199.1 УК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=QOLY50MxtlE

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы, представляемые в налоговые органы организацией-налогоплательщиком в качестве отчетных за налоговый (отчетный) период. Такими лицами являются (ст. 29 НК РФ):

  • руководитель организации;
  • уполномоченный представитель организации.

Субъектом данного преступления может быть также лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя организации-налогоплательщика (п. 7 Постановления № 48).

В пункте 4 Постановления № 48 отмечено, что к способам уклонения от уплаты налогов относятся:

  • действия, состоящие в умышленном включении в налоговую декларацию (расчет) или иные документы, представление которых в соответствии с НК РФ обязательно, заведомо ложных сведений;
  • бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации (расчета) или иных указанных документов.

Под иными документами, указанными в ст.

198, 199 УК РФ, понимаются предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами, региональными законами и нормативными правовыми актами муниципальных образований документы, подлежащие приложению к налоговой декларации (расчету) и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, непредставление которых либо включение в которые заведомо ложных сведений могут служить способами уклонения от уплаты налогов (п. 5 Постановления № 48).

Пленум ВС РФ разъяснил (п. 9 Постановления № 48), что следует понимать под включением в декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений.

Это умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, о расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов.

Включение в декларацию или иные обязательные для представления документы заведомо ложных сведений может выражаться:

  • в умышленном неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов налогообложения;
  • в уменьшении действительного размера дохода;
  • в искажении размеров произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например, расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода);
  • в искажении данных о времени (периоде) несения расходов, получения доходов и т. п.

К сведению

Согласно ч. 1 ст. 76.1 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199, 199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если ущерб, причиненный бюджету в результате преступления, возмещен в полном объеме.

До недавнего времени лицо освобождалось от ответственности, если ущерб бюджету возмещался до назначения первого судебного заседания по уголовному делу.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/1023266.html

Уклонение от уплаты налогов: ответственность по УК РФ

Неуплата налогов работодателем

Одно из наиболее распространенных преступлений среди физических лиц и организаций — уклонение от уплаты налогов. Причина ситуации, по мнению многих экспертов, состоит в незначительном контроле предпринимателей и компаний со стороны уполномоченных органов.

Власти предпринимают разные шаги, направленные на устранение такой проблемы, а также привлечение виновных лиц к ответственности. Но на фоне служебного рвения под ударом оказываются интересы и права самих плательщиков. При этом ужесточение наказания за уклонение от выплаты налогов имеет эффект в виде увеличения поступлений в казну на 25-30 процентов.

Ниже рассмотрим правовые последствия уклонения от выплаты налогов по УК РФ для физических лиц и компаний.

Уклонение от уплаты налогов физического лица

Физические лица несут ответственность за отказ в перечислении налогов или предоставление неправдивых сведений по ст. 198 УК РФ. Передача деклараций, а также других подтверждающих доход документов, является обязательным. Отказ от выполнения этой работы или предоставление ложных данных ведет к наказанию.

В состав преступления входит:

  • Объект преступного деяния — финансовая заинтересованность страны.
  • Объективная сторона — отказ от оплаты налоговых платежей в крупном размере. Такие действия могут носить умышленный или неумышленный характер. Результат — не поступление большой суммы в казну страны.
  • Субъект преступного деяния — гражданин РФ, иностранец или субъект без гражданства, который достиг 16-ти лет и обязан по закону платить налог или страховые платежи во внебюджетные структуры.
  • Субъективная сторона — наличие умысла. Преступник понимает, что его действия являются нарушением. Но он все равно не передает декларацию или указывает в ней заведомо ложные данные.

Указанные выше действия наказываются по УК РФ, а ответственность прописана в ст. 198. Статья делится на две части.

Часть №1

В первой части ст. 198 оговорено наказание за уклонение от сборов и налогов физического лица посредством отказа от передачи декларации или других бумаг, передача которых обязательна по законам РФ. Сюда же входит предъявление в уполномоченную структуру заведомо неправдивых данных. Наказание предусмотрено, если речь идет об ущербе для страны в крупном размере.

Ответственность:

  • финансовое наказание — от 100 до 300 т. р.
  • принудительный труд — до 12 месяцев
  • арест — до 6 месяцев
  • тюрьма — до 12 месяцев

По решению суда штраф может заменяться выплатой зарплаты или иной прибыли виновного за срок от 12 до 24 месяцев.

Часть №2

Более суровое наказание предусмотрено для физических лиц, которые отказом от уплаты налогов или предоставлением неправдивых данных нанесли государственной казне ущерб в особо крупном размере. Наказание:

  • штрафные санкции — от 200 до 500 т. р.
  • принудительный труд — до 36 месяцев
  • тюрьма — до 3-х лет

Штраф может заменяться другим финансовым наказанием — необходимостью выплаты зарплаты или иной прибыли за срок от 18 до 36 месяцев.

В ст. 198 УК РФ имеется ряд особенностей:

  • Под физическими лицами понимаются ИП или иные субъекты предпринимательской деятельности.
  • Крупный размер — больше 900 т. р., невыплаченных в течение 3-х лет.
  • Особо крупный размер — невыплата более 4,5 млн р. за три года.

Если человек первый раз привлекается к ответу по ст. 198 УК РФ, он может уйти от ответственности при условии погашения суммы задолженности с учетом пени и других начислений.

Уклонение от уплаты налогов юридическими лицами

Организации, как и физические лица, отвечают за невыплату налогов по закону, а уровень наказания зависит от «украденной» у государства суммы (в крупном или особо крупном размере). Для такого преступного деяния предусмотрена отдельная статья УК РФ (ст. 199). Как и физические лица, руководство компаний должно передавать в ФНС декларации и включать в них только правдивые данные.

Состав преступного деяния:

  • Объект — финансовая заинтересованность страны.
  • Объективная часть — деяния, подразумевающие уклонение от осуществления налоговых платежей в размере от крупного и выше. Термин «уклонение» подразумевает умышленное действие по невыплате средств в ФНС и, соответственно, казну государства.
  • Субъект — организация, которая по закону должна оплачивать налоги и страховые платежи. К этой категории относится директор предприятия, главбух, а также лица, которые по закону занимают такие должности. Что касается других лиц, в случае искажения данных они могут проходить по делу в качестве соучастников.
  • Субъективная составляющая — прямой умысел. Преступник понимает, что он уклоняется от уплаты налогов или предоставляет некорректные сведения в уполномоченные органы. Таким способом он защищает собственные интересы и негативно влияет на финансовую систему страны.

За нарушение требований законодательства компанию ожидает наказание. Ст. 199 УК РФ состоит из двух частей. В первой предусмотрена ответственность за недоплату в крупном, а во второй — в особо крупном размере.

Как защититься от риска ответственности по УК РФ

Государственные органы постоянно усиливают давление на бизнес и ИП с целью пополнить казну и решить вопросы в социальной сфере. Вот почему таким лицам важно заранее готовиться к посещению работниками ФНС или полиции. Чтобы избежать уголовного преследования, важно следовать простым советам:

  • Внимательно проверяйте контрагентов, с которыми ведется сотрудничество. При изучении документации обращайте внимание на все моменты, которые вызывают подозрение. Если нет уверенности в партнере, лучше не подавать декларацию для получения вычета.
  • Храните доказательства переговорного процесса с партнерами. При расследовании учитывается разная доказательная база — переписка по e-mail, информация в мессенджерах, разные меморандумы и т. д. К примеру, в операциях с торговыми партнерами такая доказательная база очень пригодится.
  • Наймите квалифицированных бухгалтеров, которые будут защищать интересы предприятия перед уполномоченными органами. Кроме того, по статистике именно ошибки бухгалтеров приводят к проблемам с правоохранительными структурами.
  • Наймите опытных юристов. Специалистам нужно поручить проверку рисков в сфере налогообложения и продумать решения, позволяющие избежать наказания.
  • Проявите внимание при взаимодействии с ФНС. Многие проблемы можно решить на базе предварительного анализа.

Со временем ситуация с налогообложением будет только усугубляться. ФНС контролирует налогоплательщиков и ужесточают наказание за невыплату налогов.

При выявлении нарушений за дело принимаются представители правоохранительных органов, а злоумышленники привлекаются к ответственности. Тенденция ужесточения хорошо заметна по количеству уголовных дел, которые открываются в МВД и СК РФ.

Но в стремлении к выявлению нарушителей правоохранители нередко нарушают права бизнесменов, поэтому последние должны иметь в руках необходимые инструменты для защиты.

Итоги

Налоговые структуры, ЦБ РФ, арбитраж и другие органы держат под контролем бизнес и предпринимают жесткие меры при выявлении нарушений.

В частности, к уклонению от налогов относится отсутствие экономического умысла, несоответствие зарплаты, применение посредников без потребности, высокое соотношение НДС, снижение налоговой нагрузки при одновременном повышении дохода и т. д. Чтобы избежать наказания, ИП и компаниям важно быть внимательными.

Консультация юриста при уклонении от уплаты налогов доступна бесплатно на нашем сайте

Статья на нашем сайте: Ответственность при уклонении от уплаты налогов по УК РФ: как защититься

————————————————————————————————

Подписывайтесь на наш канал “Федзакон”, ставьте лайки и пишите, что вы думаете по этому поводу

Если Вам нужна юридическая помощь, консультация специалистов, заходи к нам на сайт, мы обязательно поможем.

Делитесь информацией с друзьями в социальных сетях. А также подписывайтесь на наши соц. сети (ссылки впрофиле)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c728c23b40ff300b344d986/uklonenie-ot-uplaty-nalogov-otvetstvennost-po-uk-rf-5d235d6b959b0d00ad33cfde

Работодатель не платит налоги за работника — что делать и куда обращаться?

Неуплата налогов работодателем

Заработная плата каждого работника является для работодателя лишь частью всех установленных законодательством платежей. Существуют ещё и подоходный налог, отчисления и в пенсионные, и в страховые фонды.

Все эти платежи должен осуществлять именно работодатель в зависимости от размера дохода работника. То есть, чем больше зарабатывает человек, тем большую сумму придётся перечислять бухгалтерии предприятия.

Суммарный размер отчислений довольно внушителен, он составляет более трети от того, что заработал человек за определённое время. Поэтому вполне объясним тот факт, что недобросовестные работодатели стремятся уменьшить величину обязательных отчислений или вовсе не уплачивать их.

Существуют несколько способов, с помощью которых бухгалтерия предприятия может уменьшить размер обязательных платежей или вовсе уйти от их уплаты.

  1. Неофициальный приём на работу. Довольно часто встречающееся явление, которое характеризуется отсутствием трудового договора и гарантий для работника, в том числе касающихся пенсионных и социальных отчислений, уплаты налогов и так далее. Заработная плата выплачивается на основе устных договорённостей в наличной форме. Человек не числится в штате предприятия, поэтому бухгалтерия не осуществляет ни начисления ему зарплаты, ни выплаты необходимых отчислений в бюджет и социальные фонды.
  2. «Серые» схемы выплаты заработной платы. Официально человек получает небольшую зарплату, а остальную часть, зачастую, большую по размеру, ему выдают без официального оформления, «в конверте». В этом случае фактически получается, что все положенные выплаты осуществляются только с одной, официальной части. Неофициальная часть нигде не фигурирует и поэтому никаких отчислений с неё не производится.
  3. «Двойная бухгалтерия». Фактически работник будет получать одну заработную плату, а во всех бухгалтерских отчётных документах эта зарплата будет другой, как правило, существенно меньшей. И с этой, меньшей зарплаты и будут отчисляться все положенные суммы в ПФР, социальные фонды.

Может показаться, что все проблемы по выполнению необходимых отчислений лежат только на работодателе, и работнику не нужно контролировать это. С технической точки зрения, все отчисления действительно выполняет бухгалтерия предприятия и работник не причастен к этому.

Но, что касается контроля над этим процессом, то здесь необходимо понимать следующее.

Любые нарушения № 167-ФЗ, касающиеся пенсионного и социального страхования со стороны работодателя влекут за собой ущемление прав работника в части начисления пенсии и осуществления других социальных выплат (оплаты больничного листа, инвалидности и так далее).

Для работодателя, конечно, возможность невыплат обязательных взносов является выгодной с финансовой точки зрения. Работник же почувствует отрицательное влияние этого, скорее всего, позже. Это может произойти, когда необходимо будет начислять пенсию и для этого начисления будет недостаточно страхового стажа.

Юридический портал bukva-zakona.com рекомендует не просто отслеживать факты осуществления обязательных платежей работодателем (налогов, пенсионных и социальных взносов), но и принимать незамедлительные меры, в случае если такие платежи не происходят.

Возможными действиями работников в таких ситуациях являются:

  • подача жалобы в налоговую службу;
  • подача жалобы в отделение ПФР;
  • подача жалобы в региональное отделение трудовой инспекции;
  • подача жалобы в прокуратуру.

Эти действия допустимы, как по отдельности, так и в сочетаниях друг с другом. То есть возможна одновременная подача жалобы, например, в ПФР и в прокуратуру.

Жалоба составляется в произвольной форме и должна содержать просьбу о проверке по факту нарушения ваших прав. Кроме этого, в ней должно быть отражено, что именно позволяет работнику подозревать факт нарушения (неофициальное трудоустройство, наличие «чёрных» или «серых» схем оплаты труда и любые другие аналогичные факты).

Зачастую работники опасаются подавать подобные жалобы, опасаясь репрессивных мер со стороны работодателя за это.

Следует помнить, что анонимные жалобы не рассматриваются в большинстве государственных контролирующих органов. Исключение составляет налоговая служба.

В этом учреждении будет рассмотрено любое обращение, даже без подписи заявителя, для этого существует специальная форма анонимного обращения.

При обращении в другие органы (прокуратуру, ПФР, инспекцию по труду) придётся оставить свои данные в любом случае, иначе заявление не будет рассмотрено.

Однако, для обеспечения сохранности в тайне личности жалобщика, допускается такой вариант. В тексте жалобы следует обозначить своё пожелание не разглашать личные и контактные данные заявителя в процессе разбирательства.

Таким образом, имя подателя жалобы не будет фигурировать и работодатель не сможет идентифицировать его.

При подаче жалобы следует заранее узнать следующую информацию и подготовить определённые документы и отразить это в тексте обращения:

  • то наименование, под которым зарегистрирован работодатель;
  • ИНН работодателя;
  • расчётные листки о выплате зарплаты или выписка с банковского счёта;
  • трудовой договор и его копия;
  • трудовая книжка и её копия.

Результатом рассмотрения жалобы на работодателя на неуплату налогов и обязательных взносов является наложение штрафа. Кроме этого, работодатель будет обязан внести все необходимые данные в трудовую книжку (если до этого они не были сделаны) и оплатить все необходимые налоги и взносы за работника.

(1 votes, average: 5,00 5)
Загрузка…

Источник: https://bukva-zakona.com/biznes/rabota/rabotodatel-ne-platit-nalogi-za-rabotnika

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.